Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Можешь ли ты в классе всегда свободно высказать свое мнение.
Всего 148 человек
Голосование
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе вашего ребенка?
Всего 129 человек
Голосование
В классе , котором учится Ваш ребенок,хороший классный руководитель?
Всего 128 человек

Рекомендации психолога

Дата: 17 февраля 2018 в 01:06

РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ В ШКОЛЕ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Агрессия слова все активнее участвует в детских играх, проникает в разговоры отцов и детей, учите­лей и учеников.

В речи учителей агрессия часто проявляется в следующем: пренебрежительно-грубое или повелительно-покровительственное отношение к ученикам проявляется в повышении тона, резких восклицаниях, неоправданно частом употреблении повелительного накло­нения глаголов, отсутствии необходимых формул речевого этикета, грубых замечани­ях и язвительных насмешках: «Закрой рот!», «Выйди вон из класса! Считаю до трех...»

Вряд ли можно говорить о полном устране­нии речевой агрессии из педагогического общения. Однако можно научиться успешно контролировать, сдерживать, преодолевать агрессию слова, не прибегая при этом к от­ветной грубости. Чтобы избежать резкости, часто достаточно просто попытаться встать на позицию ученика, «быть выше ссоры». Толерантность - терпимость, снисходительность - тоже необходимое профессиональное качество учителя, которое предполагает корректность опенок, умение прощать, признание права ученика на собственное мне­ние.

Существуют и частные приемы контроля над речевой агрессией в конкретных рече­вых ситуациях.

Игнорирование речевой агрессии: не реаги­ровать на бестактность в свой адрес. Это может быть молчание в ответ на агрессивное высказывание; отказ от продолжения обще­ния (отвернуться уйти); продолжение общения в спокойной, ровной тональности. Меха­низм метода достаточно прост: очень часто общение в конфликтной ситуации строится по принципу: «Он мне - слово» а я ему - десять», 'Гак возникает словесная перебранка. Игнорирование же приставляет собой альтернативную коммуникативную стратегию, которая, оказывает психологическое воздействие на «агрессора» (эффект неожиданности) и разрушает его «негашеный сценарий».

Переключение внимания: попытаться изменить враждебное настроение собеседника, отвлечь его от агрессивного намерения или изменить его отрицательное эмоциональное состояние; перевести разговор на другую тему. Основные способы переключения внимания: неожиданный вопрос («Неужели ты думаешь, что...?»; «Сколько времени мы уже потратили на ссору?»), отвлекающее предложение («Поищем ответ на этот вопрос в энциклопе­дии»: «Давай попросим помощи у всего клас­са» и т.п.): необычное задание (например, ролевая игра, работа в парах, использование раздаточных материалов, просмотр учебного фильма): постоянное чередование на уроке различных видов речевой детальности (устный ответ, слушание, чтение текста, пись­менная работа).

Положительные оценочные высказывания. Часто педагог игнорирует положительные стороны ребенка, неоправданно обобщая его проступки или заведомо обвиняя в том, что он мог бы сделать плохо, неправильно: «Вечно ты отвлекаешься!»; «Ты, кажется, бездельни­чаешь там, на последней парте?». Между тем целенаправленная демонстрация одобрения, доброжелательного отношения к ученику, похвала препятствуют речевой агрессии. Выражением позитивной оценки: могут быть не только традиционные «молодец!» и «умница!», но и обращение к прошлым успе­хам ребят («Вчера вы отлично справились с заданием, давайте сегодня поработаем лучше!»); согласие, благодарность, поддержка мнения ребенка («Мне нравится., как ты выполнил это зада­ние»; «Полностью разделяю твое мне­ние»; «Спасибо за интересный во­прос»); цитирование наиболее инте­ресных, точных, оригинальных отве­тов учеников.

Убеждение. Существуют требования, наруше­ние которых делает убеждение неэффективным и может вызвать раздражение собеседни­ка. Например, во избежание ответной агрессии не следует: разъяснять детям вполне очевид­ное (например, почему нельзя оскорблять дру­гого человека) - лучше корректно напомнить («На эти слова Маша может обидеться»); мо­рализировать отвлеченно («Надо вести себя хорошо», «Нужно быть умницей» и т.п.); убе­ждать в недоступном («Больше никогда не надо ссориться»; «Всегда необходимо подхо­дить мириться первому» и т.п.); повышать тон (говорить раздраженно или излишне пафосно). Начинать всегда лучше с описания достоинств ученика, его достижений, успехов. Это позволяет снять эмоциональное напряжение, настроить на позитивное общение, снизить воз­можность протеста. В процессе убеждения эффективен прием смены ролей: моделирова­ние ситуации, в которой «агрессор» оказывается на месте «жертвы», с целью добиться осознания неправильности поведения через эмпатию: «А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сказал Саше?»; «Представь, что ты оказался в Сашиной ситуации…», «Подумай, как бы ты поступил на мес­те Саши».

Нередко речевая агрессия ребенка возникает как ответ на грубое требование, часто вызванное неумением учителя смяг­чить просьбу, сформулировать ее в коррект­ной форме. Речевой этикет предполагает множество способов косвенного, непря­мого, опосредованного выражения побуждения: форму вопроса («Может быть, ты…?»; «Ты ж сделаешь…?»); употребление сослагательного наклонения («Полил бы ты цветы»); использование намека («Не могу записать задание на доске...» можно, например, заме­нить просьбу сходить за мелом).

Как завоевать внимание учеников?

  1. Имейте совершенное красивое и четкое произношение. Чисто произносите гласные в сочетании с четко звучащими согласными – выговаривайте все звуки.
  2. Исключите из словаря вульгарные, низкопробные выражения, облагораживайте свой язык.
  3. Плавность речи повышает ясность и красоту звучания слов.
  4. Чем больше слушателей, тем речь должна быть медленнее и громче.
  5. Говорите краткими предложениями.
  6. Меняйте оттенки голоса, его тембр, интенсивность звучания, интонации.
  7. Говорите убедительно до последнего слова. Избегайте небрежности любого рода.
  8. Говорите только по заданной теме, избегая уклонения в сторону.
  9. Часто обращайтесь к ученикам, дайте им почувствовать, что вы испытываете к ним живой интерес.
  10.  Будьте корректны по отношению к любому ребенку, не взирая на его  поведение и успеваемость.
  11.  По достоинству оценивайте каждое высказанное мнение учащихся.
  12.  Держите прямую, нескованную осанку. Старайтесь не облокачиваться,   не делать механических движений, например, постукивать пальцами.
  13.  Движения рук должны быть мягкими и свободными, но  выразительными и энергичными. Избегайте нервозности или напыщенности.
  14.  Взгляд направляйте на слушателей.
  15.  Уверенность и спокойствие оратора не менее важны, чем слова.
  16.  Постоянно представляйте себе, чего вы хотите добиться.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ

  1. Работу с гиперактивным ребёнком следует строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.
  2. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка с синдромом дефицита внимания и поощрять хорошее поведение.
  3. Во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса напротив доски.
  4. Предоставить ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднений.
  5. Учебные занятия строить по четко запланированному, стереотипному распорядку.
  6. Научить гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарём.
  7. Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.
  8. На определённый отрезок времени давать только одно задание.
  9. Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  10. Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми; под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998 – С.112-113

Игра «Запрещенное движение»

Цель: эта игра имеет четкие правила, поэтому она дисциплинирует детей. Она также сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает положительные эмоции.

Содержание игры

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое запрещено выполнять, даже если ведущий показывает его. Тот, кто случайно повторит его, выходит из игры.
Существует такой вариант этой игры: ведущий называет вслух цифры. Играющие повторяют их хором, кроме одной цифры, повторять которую запрещено. Когда ведущий называет запрещенную цифру, дети должны просто хлопнуть в ладоши.

Игра «Кричалки — шепталки — молчалки»

Цель: эта игра регулирует поведение возбужденных детей, успокаивает их. Развиваются наблюдательность, умение действовать по правилу, волевая регуляция.

Содержание игры

Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь — «шепталку», можно тихо передвигаться и шептаться; синюю ладонь — «молчалку», дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, можно включить спокойную музыку.

Упражнение «Воздушный шар»                         

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Содержание игры

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

Газета «Школьный психолог»

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ПО УЧЕТУ В РАБОТЕ

С ДЕТЬМИ ТИПА ИХ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ:

МЕДЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ

          Инертная нервная система – ребенок не справляется с высоким темпом, не может быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

  1. Не требуйте от ребенка немедленного включения в работу: активность такого ребенка в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно.
  2. Помните, что инертные дети не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые из них вообще отказываются работать в такой ситуации.
  3. Не требуйте от ребенка быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время для обдумывания нового ответа.
  4. Поскольку инертный ребенок с трудом отвлекается от предыдущей ситуации, (например, перемена), не следует проводить его опрос в начале урока.
  5. Избегайте ситуаций, когда от инертного ребенка требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос, ему необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку.
  6. В момент выполнения задания не отвлекайте, не переключайте внимание на что-либо другое.
  7. Не заставляйте инертного ребенка отвечать новый, только что пройденный материал; отложите его опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

  • Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
  • Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
  • Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижайте ребенка, наказывая его.
  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много твоя мама понимает, лучше меня слушай!»
  • Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЕНКОМ

  1. Побуждайте ребенка к самостоятельным попыткам найти решение. На вопросы: «А как надо?», «А можно так?» отвечайте: «Думай сам!».
  2. Для неуверенных детей очень полезно выполнение различного рода творческих заданий, заданий, требующих свободы выбора, например: «Выполни одно из двух упражнений, придумай сам к нему грамматическое задание и сделай его».
  3. Разъясняйте детям, за что они получили ту или иную оценку, так как тревожные дети склонны воспринимать отметку как оценку собственной личности, а не как оценку результатов своего труда.
  4. Развивайте у детей навык самооценивания, причем не только по внешним, но и по внутренним критериям - не сравнение себя с эталоном или с другими детьми, а сравнение своих сегодняшних достижений с предыдущими; определение своего отношения «нравится - не нравится» к результатам творческого труда.
  5. Такой ребенок с радостью примет на себя поручение, не связанное с социальными контактами, например, уход за цветами в классе.

© Данная статья была опубликована в № 08/2004 газеты "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября"

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

            Работа с тревожным ребенком занимает достаточно длительное время.   Рекомендуется проводить работу по трем основным направлениям: повышение самооценки ребенка; обучение саморегуляции в конкретных, наиболее волнующих его случаях; снятие мышечного напряжения. Приводим примеры такой работы.

Повышение самооценки

           В раздевалке, на шкафчике каждого ребенка можно закрепить «Цветик-семицветик» (или «Цветок достижений»), вырезанный из цветного картона. В центре цветка поместить фотографию ребенка. А на лепесточках, соответствующих дням недели, — информацию о результатах ребенка, которыми можно гордиться. Позднее заполнение лепестков можно поручить самим детям, воспитывая у них положительное самопринятие и адекватную самооценку. Полезно также систематически сообщать о достижениях ребенка его родителям. Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Я дарю тебе...», «Комплимент», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей.

          Обучение саморегуляции

          На примерах из литературы можно показать детям, как ведут себя смелые люди. Объяснить, что смелый человек, это не тот, кто не боится (таких людей просто нет), а тот, кто умеет свой страх преодолеть. Желательно, чтобы каждый ребенок вслух сказал, чего он боится или боялся. Подобное обсуждение поможет понять ребенку, что он не один такой, что у сверстников тоже существуют проблемы, сходные с теми, которые, как он думал, есть только у него. Также он услышит от сверстников варианты решения этих проблем.
         Совместное с ребенком сочинение сказок и историй научит его выражать свою тревогу и страх. Даже если он приписывает эти качества не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего напряжения. Можно использовать ролевые игры с куклами, разыгрывая те ситуации, которые наиболее волнуют ребенка. Также полезно применять в работе с тревожным ребенком ролевые игры, где предложить ему сыграть роль смелого, отважного героя.

Снятие мышечного напряжения  (по М.И. Чистяковой)
Цель: расслабить мышцы спины.

Сейчас мы будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, опустите штангу на пол. Стало легко. Отдохните. Еще раз.

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас – большой надувной мяч, другой – насосом надувает этот мяч. Мяч стоит обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены, корпус наклонен вперед, голова опущена. Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая это звуком «ссс». С каждой «подачей воздуха» мяч надувается все больше. Вначале он выпрямляет ноги, затем туловище, голову. Далее напрягается, надувая щеки и отводя руки в сторону. Задерживает воздух. Мяч надут. Насос перестает работать. «Шланг насоса» выдергивается. Из мяча со звуком «шшш» начинает выходить воздух. Тело вновь обмякает, возвращаясь в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.

                                                                 По материалам книги Е. Лютовой и Г. Мониной (СПб.: Речь, 2002)

© Данная статья была опубликована в № 08/2004 газеты "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября"

Учебная мотивация

Сформированная мотивация - одна из основных движущих сил учения ребенка.

Учебная мотивация детей с ЗПР резко снижена. Для них длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах: дети избегают приближающиеся к учебным сложные игры сюжетно-ролевого характера с правилами, запретами. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Чтобы избежать непосильной и неприятие для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети с 3ПР прибегают в качестве защиты к отказу от заданий, от посещения школы.

С детьми, имеющими ослабленную учебную мотивацию, необходимо проводить коррекционную работу по формированию:

  • активной позиции школьника,
  • положительного отношения к учению,
  • познавательного интереса.

Для формирования активной позиции школьника учитель может использовать:

  • словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе;
  • необходимо обеспечь ситуации личного выбора задачи, упражнения (какую задачу будешь решать: про яблоки или про домики?); степень сложности задачи (легкая или интересная); число задач (сколько задач берешься решить: одну или две?);
  • создать ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности (дети сами разбиваются на пары и выполняют предложенные задания).

Для формирования положительного отношения к учению можно выделить следующие направления в работе учителя. Прежде всего учитель должен:

  • заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;
  • создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;
  • шире опираться на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время;
  • использовать интересы учеников к наглядности (детям с ЗПР в наглядно-практической форме легче усвоить материал, да и сама форма привлекает их в силу наличия игровой мотивации);
  • целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, мо­нотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности; возбуждать интеллектуальные эмоции - удивления, новизны, сомнения, достижения; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.

Развивать познавательные интересы, для чего необходимо:

  • избегать в собственном стиле преподавания проявления таких «антистимулов», как будничность, монотонность, серость, бедность сообщаемой информации, а также отрыва содержания обучения от личного опыта ребенка;
  • не допускать учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям учащихся);
  • использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
  • стимулировать познавательный интерес многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, драматизацией, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т. д.);
  • специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы;
  • использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Способ оценки школьной мотивации включает схему анализа детских рисунков на школьную тему и краткую анкету из 10 вопросов (Н. Г. Лускановой – 1993), отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, наблюдение.

 

Вопросы анкеты:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

  • не очень,
  • нравится,
  • не нравится;

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

  • чаще хочется остаться дома,
  • бывает по-разному,
  • иду с радостью;

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты бы пошел в школу или остался дома?

  • не знаю,
  • остался бы дома,
  • пошел бы в школу;

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

  • не нравится,
  • бывает по-разному,
  • нравится;

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  • хотел бы,
  • не хотел бы,
  • не знаю;

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

  • не знаю,
  • не хотел бы,
  • хотел бы;

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  • часто,
  • редко,
  • не рассказываю;

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  • точно не знаю,
  • хотел бы,
  • не хотел бы;

9. У тебя в классе много друзей?

  • мало,
  • много,
  • нет друзей;

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

  • нравятся,
  • не очень,
  • не нравятся.

Чтобы дифференцировать детей по уровням школьной мотивации, можно использовать следующую балльную систему:

- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

- нейтральные ответы («не знаю», «бывает по-разному») оценивается в 1 балл;

- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован «ключ»:

Вопрос

Оценка за ответ

1-й

2-й

3-й

1-й

1

3

0

2-й

0

1

3

3-й

1

0

3

4-й

3

1

0

5-й

0

3

1

6-й

1

3

0

7-й

3

1

0

8-й

1

0

3

9-й

1

3

0

10-й

3

1

0

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

  1. Экспериментатор читает вопросы вслух, предлагает варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые им подходят.
  2. Анкеты раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет преимущества и недостатка. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, но такой способ анкетирования не подходит для первого класса, так как дети еще плохо читают.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение - положительной динамики в обучении и развитии.

Ответы оцениваются по 30-балльной шкале:

  • высокая школьная мотивация – 30 баллов;
  • нормальная школьная мотивация – 20 баллов;
  • школа привлекает внеучебными сторонами – 15 баллов;
  • низкая школьная мотивация – 10 баллов;
  • негативное отношение к школе – ниже 10 баллов.
 

Детские рисунки на тему «Что мне нравится в школе».

При анализе рисунков следует оценивать: 1) соответствие заданной теме, 2) сюжет (что именно изображено), 3) размеры рисунка и отдельных деталей, 4) цветовое решение, 5) динамика изображения, 6) правильность рисунка, 7) законченность рисунка.

Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации используют систему балльных оценок по единой 30-балльной шкале, позволяет сравнивать полученные результаты.

Баллы

Уровень мотивации

Оценка детских рисунков на тему:

«Что мне нравится в школе»

25-30

Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Дети отличаются высокими познавательными мотивами, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, огорчаются, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

На школьную тематику изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и тому подобное.

20-24

Хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации.

15-19

Положительное отношение к школе, школа привлекает больше внеучебными сторонами. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, куда, однако, чаще приходят, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации (здание, ученик на перемене, ученики с портфелями и т. п.)

10-14

Низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебе. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

В рисунках на школьную тему изображают игровые сюжеты, косвенно связанные со школой. (качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе, и т. п. )

Ниже

10 баллов

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Маленькие дети часто плачут, просятся домой. В других случаях могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Несоответствие заданной теме может указывать на:

а)   отсутствие школьной мотивации и преобладай других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и проч. Это свидетельствует о незрелости школьной мотивации;

б)  детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;

в)   неверное истолкование поставленной задачи, ее непонимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе; при этом учитывается сюжет рисунка, т. е. что именно изображено:

а)   учебные ситуации учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. - свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;

б)  ситуации неучебного характера — школьное здание, ученик на перемене, ученики с портфелями и т. п. — свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты;

в)  игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе, и т. п. свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой направленности.

Повторное рисование по заданной теме (как и опросы по анкете) дается в конце учебного года с целью выявления динамики школьной мотивации.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.