Новости проекта
Поздравляем с началом учебного года!
Голосование
Можешь ли ты в классе всегда свободно высказать свое мнение.
Всего 148 человек
Голосование
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе вашего ребенка?
Всего 129 человек
Голосование
В классе , котором учится Ваш ребенок,хороший классный руководитель?
Всего 128 человек

Рекомендации родителям

Дата: 17 февраля 2018 в 13:13

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ

ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ НЕУСПЕШНОСТИ И ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Главное, что должны сделать взрослые в этом случае, - это обеспечить ребенку ощущение успеха:

  1. Соблюдайте правила безболезненного оценивания детских успехов: ни в коем случае не сравнивайте его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем диктанте пропущено три буквы, а в сегодняшнем – только две, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценен взрослыми.
  2. Найдите сферу наивысшее успешности, в которой ребенок может реализовать себя. Очень важно придать этой сфере высокую ценность в его глазах. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий хронической неуспешностью, – в спорте, в чисто бытовых домашних делах, в каких-либо частных умелостях, - ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в школьных делах. напротив, следует подчеркивать, что, раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному.
  3. Иногда взрослым кажется, что у ребенка нет способностей вообще ни к чему. Однако в действительности такого практически никогда не бывает.  Может быть он хорошо бегает? Тогда надо отдать его в секцию легкой атлетики (а не говорить, что на это у него нет времени, потому что не успевает сделать уроки). Возможно, он умеет аккуратно работать с мелкими деталями? Тогда ему стоит записаться в кружок авиамоделирования. Ребенка, страдающего хронической неуспешностью, нужно не просто побольше хвалить и поменьше ругать (что очевидно), но хвалить именно тогда, когда он что-то делает (а не когда пассивно сидит, не мешая окружающим).
  4. Родителям и учителям необходимо излечиться от нетерпения: успехов в учебе придется долго, так как на школьных делах произошло замыкание порочного круга тревожности и низкой результативности. Следует быть готовыми к тому, что школьные дела до конца могут остаться вне сферы детского самоутверждения, поэтому болезненность школьной ситуации должна быть снижена любыми средствами.  Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания, снижающего тревогу (что уже само по себе дает некоторое улучшение результатов). В первую очередь необходимо снизить ценность школьных отметок (но не знаний!) В особо серьезных случаях приходится идти на обесценивание и ряда других школьных требований и ценностей (например, закрывать глаза на то, что не полностью выполняются домашние задания). Благодаря этим мерам у ребенка постепенно снижается школьная тревога, а так как на уроках он продолжает работать, то накапливаются и некоторые достижения.

5. Важно, чтобы родители не показывали ребенку свою озабоченность его учебными неудачами. Чтобы, искренне интересуясь школьной жизнью ребенка, они при этом смещали акценты своих интересов на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурство по классу, экскурсии походы, а не фиксировались на локальной области неуспеха – на содержании обучения. В качестве чрезвычайно значимой,  высоко ценимой и остро интересующей их должна подчеркнуто выделяться та сфера деятельности, в которой ребенок успешен и может самоутверждаться, обрести утраченную веру в себя. Такая девальвация традиционных школьных ценностей позволяет предупредить самый тяжкий результат хронической неуспешности - резко отрицательное отношение к школьным делам, которое к подростковому возрасту может отлиться в классическую форму антисоциального школьного поведения (хулиганства). При этом не возникает и другое частое следствие хронической неуспешности - депрессия, приводящая глубокой пассивности и безразличию.

Нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих неудачах. Ему необходимо внеучебную деятельность, в которой он способен самоутверждаться, а это впоследствии скажется и на его школьных делах. Чем больше родители и учителя фиксируют ребенка на школе, тем хуже для его школьных успехов.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли.  Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью, … которая имеет большое значение для умственного развития ребенка» (С.Л.Рубинштейн). На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому – связно, систематически, продуманно, - строить и свою устную речь.

На уроке в школе учитель может использовать ряд заданий и упражнений, способствующих общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и др.

      Разучивание стихотворений.

Разучивание стихов способствует развитию связной речи, её выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.

      Пересказ и рассказ.

Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино- и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти.

Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать у ребёнка внимание, наблюдательность, память.

Если детям трудно даётся пересказ прочитанного текста, рекомендуется применять следующий прием – предложить разыграть в лицах прочитанный рассказ или сказку. При этом первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют роли между учащимися. После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.

На развитие выразительной, грамматически правильно построенной речи существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей и пр. в исполнении актёров, владеющих мастерством художественного слова.

      Скороговорки.

Скороговорки являются эффективным средством развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной, четкой артикуляции, совершенствовать правильность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей.

Игры «в слова», игры «со словами».

Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть за словом в карман»), актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 минут). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.

  1. «Дополни слово».

Ведущий называет часть слова (кни…) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (…га).

  1. «Составь слова».

           Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов:

           а, к, с, о, и, м, р, т

           м, ш, а, н, и, ы, г, р

           3.   «Противоположности».

           Назвать слова, противоположные по значению.

           Тонкий –

           Низкий –

           Острый –

           Здоровый –

           Чистый –

           Победа –

           Громкий –

           и т.д.

           4.   «Кто больше сочинит».

           Подбирают несколько предметных картинок. Ребенку предлагают   найти рифму к  названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам,  не сопровождая их показом соответствующих картинок.

           Огурец – молодец.

           Заяц – палец.

           Очки – значки.

           Цветок – платок.

           И т.д.

           5.  «Перевернутые слова».

          Ребенку предлагают набор слов, в которых буквы перепутаны местами.

          Необходимо  восстановить нормальный порядок слов.

          Пример: МАИЗ – ЗИМА.

          В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте

          первыми, подчеркивают.

          Пример: НАЯНАВ – ВАННАЯ.

          ШИАМНА –      ЛАБОСАК –          СЫУБ –

          ТЕЕВР –             ДАУМ –                 ЛОХДО –

          ФЕКРИ –           ТРКО –                    ЛОРЬ –

          ЕЗЕЖОЛ –         РМЕО –                  МЕТА –

          АКША –            НАЛЕП –                ВОРЬК –

  1. «Из слогов – слова».

Из предварительно отобранных слов формируются несколько блоков слогов. Ребенку предлагают составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.

  • Составьте три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван).
  • Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.
  • Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из слогов: ро, ло, мо, до, ко, га.

  1. «Соединить половинки слов». 

Это задание составляется следующим образом. Слова делят на две части: например – ГА-ЗЕТА, ПЫЛЕ-СОС и т.д. Затем первые половинки записываются вразнобой в левый столбик, а вторые -  в правый. Ребенку предлагают соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

                          САМО     ЛЯР                           РОД        РАСТ

                          БУК         ВЕРТ                         ПРИ        ЕЗДКА

                          ФУТ        ВАРЬ                         ВОЗ         ИНА

                          БАЛ        ВАР                            РАЗ         ГОРОК

                          КАП       КОН                            ПО          ОЧКА

                          ВА          КА                              СОР         БОР

                          КА          ГОН                            ПАР        ВОЗ

                          ГОН       КАН                            ВОДО     ТА

                          КОН       НАЛ                            КО          МАР

  1. «Составить слова по конструкции».

 Предлагают разные варианты конструкций, в соответствии с которыми необходимо подобрать слова.

а) составить не меньше 10 слов по следующим конструкциям: _О_Ь,    М_ _;

    б) составить 6 слов, в которых первые две буквы СВ, а количество

    остальных не  ограничено.

    Пример: СВОБОДА, СВИРЕЛЬ и т.д.

  1. «Три буквы».

За 3 минуты написать как можно больше слов, состоящих из 3-х букв.

  1. «Составь слова».

Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово.

Пример: ФОТОГРАФИЯ – риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т.д.

Добавлять другие буквы воспрещается!

  1. «Слово-корень».

 Предлагают слово-корень: стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов.

          Пример: ДОМ – домик, домище, домок, домовой, домовничать,

домашний, домовня, домовитый и др.

Игры для развития творческих способностей детей

Игра "Сочини сценарий".

Группа детей (от младшего школьного до подросткового возраста) должна совместно придумать сценарий к фильму. Сначала каждому ребенку за 5-10 секунд необходимо назвать 1-2 предмета. Затем дети придумывают историю, в которой фигурируют названные предметы. На сочинение истории отводится 10 минут. Стимулирующие вопросы: кто это?, что делает? Где находится? Что говорит? Куда пошел? С кем? и т.д.

Упражнение "Символика".

Предложите ребенку придумать и изобразить три символических атрибута, отражающих самое главное в его личности. Эти атрибуты: псевдоним, герб и девиз.

Игра "Рассказ по картинкам".

Предложите ребенку придумать рассказ, используя рад картинок. Пусть он придумает продолжение рассказа.

Упражнение "Составь комикс".

Попросите ребенка составить комикс. Для этого он может использовать готовые картинки, или нарисовать их сам.

Игра "Музыка".

Детям предлагается конкретная музыка. После прослушивания музыки им дается четыре краски: красная, зеленая, синяя, желтая. Он должен, используя эти краски, изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.

Неоконченный рисунок.

Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т.п.). Его задача - из каждого кружочка изобразить, используя различные элементы, какие-либо образы. Повторяться нельзя.

Игра "Натюрморт".

Дети должны нарисовать натюрморт на заданную тему. Обычно художники рисуют натюрморт с натуры, ребенок же должен нарисовать его по памяти. Ориентировочные темы: "Бабочка на распустившемся цветке", "Яблоко на фарфоровом блюде", "Чашка. Возле нее еловая ветка", "Осенние листья на холодной земле".

Упражнение "Ассоциации".

Ребенок придумывает и пишет на листке два столбика из четырех слов каждый. Это могут быть названия любых предметов, имена людей, животных. Затем для каждой из четырех пар слов (по одному из каждого столбика) нужно придумать связывающие их ассоциации, чем больше, тем лучше.

Игра "Рифмоплет".

Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (например, палка -галка). Затем предложите ему сочинить двустишья на заданные рифмы, потом ребенок должен подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше наработанных рифм.

Игра "Придумай название".

Ребенку необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.

Игра "Превращения".

Берется простой предмет, например, стакан. С помощью мимики, пантомимики, имитации действий с этим предметом, его нужно превратить в совершенно другой. Так, стакан превращается в вазу, носовой платок - в скатерть, ручка - в нож.

Игра "Изобретатель".

Попросите ребенка:

  • придумать несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве,
  • придумать необычные способы использования обычных предметов.

Игра "Архимед".

Предложите ребенку для решения ряд проблем. Задача ребенка - найти как можно больше решений. Проблемы для решений могут быть такими: Как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на Луне? Как распознать инопланетянина? Как построить машину для расчесывания собак? Как сосчитать все звезды? Как сделать машину для приготовления уроков?

                                   СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ

Чтобы счастье наше было полно, мы нуждаемся

в привязанности и помощи окружающих нас людей,

последние же согласятся любить и уважать нас,

помогать нам в наших планах, работать для нашего

счастья лишь в той мере, в какой мы готовы работать

 для их благополучия, эту необходимую связь называют

 нравственным долгом, нравственной обязанностью.

                                         П.Гольбах

По мнению психологов, счастливые и несчастные семейные союзы имеют между собой десять основных различий. В несчастных семьях муж и жена:

  • Не думают одинаково по многим вопросам и проблемам.
  • Плохо понимают чувства другого человека.
  • Говорят слова, которые раздражают другого человека.
  • Часто ощущают на себе нелюбовь другого человека.
  • Не обращают внимания на того, кто рядом идет по жизни, иногда спохватываются только тогда, когда человека рядом нет.
  • Чувствуют постоянную потребность в доверии, которого им не хватает.
  • Постоянно ощущают потребность в человеке, с которым можно поделиться самым сокровенным и выговориться.
  • Редко делают комплименты друг другу, почти не вспоминают значимые даты в жизни другого человека.
  • Не считаются с мнением другого человека, не дорожат им.
  • Мечтают о большой любви, даже пытаются её искать.

Как сделать так, чтобы семья стала счастливой, чтобы ребенок гордился своей семьёй, а семья радовалась успехам своего ребенка и гордилась им? Для этого достаточно выполнять следующие очень простые правила, которые, однако, требуют определенных усилий от всех членов семьи:

  • Как можно меньше злиться и ворчать друг на друга по поводу и без повода.
  • Не пытаться никого переделывать на свой лад, особенно, если другой человек не осознает необходимости собственного самосовершенствования.
  • Не увлекаться критикой, маленькому и большому человеку гораздо приятнее узнавать о себе как о хорошем человеке, чем как о плохом.
  • Искренне восхищаться достоинствами членов своей семьи, заранее демонстрируя и предвосхищая их будущее, ещё не проявившиеся возможности.
  • Постоянно демонстрировать внимание своим родным и близким людям. Только в таком случае можно рассчитывать на ответное внимание.
  • Быть вежливым и предупредительным в общении с родными и близкими, не смотря ни на какие трудности, которые могут быть связаны с непосредственным общением с ними.

Приведенные выше правила общения детей и взрослых, которые необходимо неукоснительно выполнять, как бы трудно это ни было, рано или поздно принесут свои плоды.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: ЕСЛИ РЕБЕНОК ЛЖЕТ?

Если ребенок начал врать, задайтесь вопросами: не слишком ли жестоко вы наказываете его, всегда ли справедливы по отношению к нему? Не заставляете ли вы ребенка защищаться любыми способами?
Если ваш ребенок использует ложь не как средство защиты, а как средство нападения, значит ситуация вышла из-под контроля. Если вы не уверены, что сможете самостоятельно исправить положение, обратитесь за помощью к психологу.

Старайтесь объяснять детям происходящее вокруг, поясняйте им мотивы поступков окружающих и своих собственных. Если вам не удалось выполнить то, что вы обещали ребенку, обязательно извинитесь перед ним и объясните причины этого невыполнения.

Обманув доверие ребенка, мы не только лишаемся его откровенности, но и рискуем спровоцировать его на лживое поведение. Он может отплатить нам той же монетой.

Покажите пример ироничного отношения к некоторым неудачам и происшествиям. Это научит ребенка находить выход из затруднительной ситуации без помощи лжи, но с помощью юмора.

Не злоупотребляйте детским доверием, контролируя каждый шаг ребенка. Взрослые имеют право скрывать что-либо от детей, но и дети, независимо от возраста, нуждаются в собственных тайнах. Чем с большей назойливостью мы проявляем интерес к личной жизни наших детей, тем больше они вынуждены утаивать и лгать.

Если дети будут уверены в нашей любви и в нашем добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Будьте внимательны к своим детям, вникайте в их проблемы, интересуйтесь их жизнью, чтобы они не чувствовали себя заброшенными. Иногда достаточно просто выслушать ребенка, и он поймет, что не одинок, что всегда может рассчитывать на ваше внимание и помощь.

 Кроме того, ребенок должен быть готов и к тому, что встретится с неискренностью вне семьи. Обмануть ребенка могут не только сверстники, но и взрослые, а это ему труднее понять, так как он привык доверять взрослым.
           Подобный опыт в первый раз воспринимается очень болезненно. Необходимо подготовить ребенка к тому, что среди людей, к сожалению, часто встречаются и безответственные, и неискренние. Обсудите с ним причины людской неискренности, научите остерегаться таких людей. В будущем эти уроки помогут ему не стать жертвой мошенников.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ДЕТЬМИ

           Древними философами давно отмечено, что корень конфликтного поведения братьев и сестер всегда один — ревность, испытываемая ими по отношению к родителям. Каждый из них боится оказаться отвергнутым, быть менее умным или способным, чем брат или сестра, получить меньшую долю внимания и теплоты. Поэтому дети без конца дерутся, ругаются, дергают друг друга за волосы и изводят по мелочам. Родной брат или сестра видится не в образе друга и помощника, а в образе заклятого врага, покушающегося на уже раз и навсегда занятую территорию. Но страшны не столько ревность и конфликты сиблингов, сколько их последствия — одиночество, разобщенность и изолированность. Поэтому с давних времен и до сегодняшнего дня актуален вопрос: как избежать появления ревности между братьями и сестрами?

         Общеизвестно, что драки, шум и крики происходят только в присутствии взрослых, в большей степени адресованы им, чем друг другу. Поэтому от поведения родителей зависит многое. Особенно нельзя разрешать детям ябедничать.

Для этого надо:

1) научить детей использовать прямые контакты, то есть выражать ревность, обиду не косвенно, родителям, а открыто, друг другу: «Мне не нравится, когда ты со мной дерешься...», «Я обижаюсь, когда ты берешь мои вещи...». Подобные заявления способствуют поиску детьми новых, грамотных форм общения, минуя взаимные «задевания»;

2) попросить детей выйти из помещения (комнаты) и самим разобраться в конфликтной ситуации, то есть родители не должны выступать в качестве арбитров.

         Игра — лучшее лекарство для проблемных детей, в процессе которой рушатся отрицательные стереотипы поведения, происходит моделирование и отработка новых навыков грамотного общения, переносимых затем в жизнь. Игровые ситуации могут быть разнообразны, от вышибал до шахмат, главная задача вовлечь конфликтующих детей в единый процесс.

        Многие дети практически до подросткового возраста не знают, что такое разнообразие чувств. Они либо любят, либо — чаще — ненавидят. Учите их использовать всю палитру человеческих чувств, чтобы на место ревности пришли такие чувства, как понимание, сопереживание и дружба. Проводите беседы с детьми о счастье, гордости, обиде, сожалении, жалости, одиночестве, любви, спокойствии, сопереживании, стыде, слабости и т.д. Порой дети думают, что говорить о чувствах сродни признанию своей слабости. Объясните детям, что лучшая форма защиты (а братья и сестры не только ревнуют, но и защищаются друг от друга) — это не нападение, а открытый диалог, выражение своих чувств, мнений, своей индивидуальности. 

Рекомендации родителям гиперактивного ребенка

  1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
  4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с мозаикой, раскрашивание, чтение).
  7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
  8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее воздействие.
  9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  11. Давайте ребенку возможность расходовать избыток энергии. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
  12. Проконсультируйтесь у психоневролога о необходимости медикаментозной терапии.

Памятки для родителей по преодолению застенчивости и неуверенности в себе их детей

Памятка для родителей №1

  • Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка как застенчивость.
  • Не демонстрируйте эту его черту посторонним людям.
  • Помните, что педагоги часто ассоциируют застенчивость с плохой успеваемостью.
  • Поощряйте игры своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах.
  • Если он сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу, и не  мешайте ему.
  • Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.
  • Вселяйте в своего ребенка уверенность в своих силах. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова: «Я в тебе уверена».
  • Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.
  • Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.
  • Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера с качествами характера детей, которые бывают у вас дома.
  • Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените.

Памятка для родителей №2

  • Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему с трудом и упорством.
  • Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.
  • Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.
  • Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе. Радуйтесь его победам над собой.
  • Говорите со своим ребенком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.
  • Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.
  • Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.
  • Спрашивайте своего ребенка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.
  • Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

Упражнения по преодолению детской застенчивости и неуверенности

Упражнение 1. «Автопортрет».

Предложите ребенку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны. Затем пусть ребенок еще раз опишет портрет, но от лица другого человека. Например: «На этом портрете нарисована девочка, которая…».

Упражнение 2. «Мои эмоции».

Предложите ребенку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает. К примеру, страх, ужас, неуверенность, застенчивость, стыд.

Упражнение 3. «Неоконченный рассказ».

Предложите ребенку закончить рассказ, начатый вами. К примеру, «Маленькая девочка пошла с мамой в лес за грибами и …»

Упражнение 4. «Свет мой, зеркальце…»

Ребенку предлагается поработать с зеркалом и спросить его: «Свет мой, зеркальце, скажи – Я ль на свете всех…»

Упражнение 5. «Маски».

Ребенку предлагается надеть маски различных сказочных персонажей и представить себя в их образе с помощью пантомимы и интонации, характерной для этих персонажей.

Упражнение 6. «Приятный или неприятный разговор».

Дайте ребенку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, грубо, напористо, тепло и сердечно и т.д.

Упражнение 7. «Дневник».

Учите ребенка записывать свои эмоциональные переживания и события, связанные с ними. Пусть ребенок время от времени их перечитывает. Это поможет ему спустя некоторое время убедиться в том, что не все так плохо, а некоторые его переживания ему самому покажутся смешными.

Упражнение 8. «Сказочное волшебство».

Назовите ребенку сказочный персонаж с отрицательными качествами характера, пусть ребенок придумывает о нем сказку, в которой этот сказочный персонаж становится положительным героем.

Упражнение 9. «Письмо».

Предложите ребенку написать письмо своему сверстнику и взрослому, с которым у ребенка не складываются отношения или которого он боится. В этом письме он может высказать все свои отрицательные эмоции и чувства, связанные с этими людьми или сложившейся ситуацией.

Упражнение 10. «Перевоплощение».

Предложите ребенку перевоплотиться в: индейца – вождя племени, героя мультика «Ну, погоди!» Волка, Сказочного Гулливера, Кощея Бессмертного и Бабу Ягу. Затем обсудите с ним, какие чувства он при этом испытывал.

Все перечисленные упражнения помогут ребенку преодолеть неуверенность и застенчивость гораздо спокойнее и с меньшими эмоциональными потерями. Самое главное – не констатировать, что мой ребенок застенчивый и неуверенный, а приложить свои усилия, чтобы помочь ему.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ  

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В УЧЕБНЫХ ДЕЛАХ»

  1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: "Что получил?",   "Как дела?", а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т.д.
  2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначитель­ные, на ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти вы­ход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.
  3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлет­воряйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно боль­ше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90 % основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится только 10%.   
  4. Покупайте и дарите книги, пластинки, картины. Читайте вслух,
    предлагайте ребенку почитать вам, обсуждайте прочитанное. Опреде­ляйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте ее осуществить, поощряйте ее выполнение.

  1. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.
  2. Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки, так как замечено, что индивидуально предпочи­тают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится за­ниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.
  3. Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.
  4. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к школе.
  5. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.
  6.  Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаб­людайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т.п.
  7. Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавай­те атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебни­кам, делам и т.п.
  8. Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранять веру в себя.
  9. При выполнении домашней работы с ребенком не контролируй­те деятельность учителя.
  10. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить Вас, испытать удовлетворение от обнаружения ошиб­ки. Только так он сможет осознать действие контроля, которое посте­пенно станет самоконтролем.
  11. Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обуче­ния, при этом давайте понять ребенку, что Вы довольны или не доволь­ны им. Будьте уверены: в следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить Вашу похвалу.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.